ГРАМОТНОСТЬ – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.
Своеобразием начального этапа в системе целостного среднего образования является то, что именно на этой ступени важно обеспечить условия для освоения основных умений учебной деятельности, потребности и желания учиться. Именно эта деятельность в комплексе других деятельностей (игровой, спортивной, художественной, трудовой), выполняемых ребенком, играет ведущую роль в его психическом развитии.
Методические материалы:
-
Презентация: "Управленческие подходы к формированию функциональной грамотности обучающихся"
-
Презентация: "Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики"
-
Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС
-
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ как планируемый результат обучения младших школьников
-
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ. Методическое пособие для педагогов. (Министерство образования и науки Самарской области. Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области «Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»).
Документы:
Бланк заданий по функциональной грамотности Смотреть
Математическая грамотность
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ. САЙТ ИСРО РАО
-
Демонстрационная тетрадь 4 класс Скачать
-
Демонстрационная тетрадь 8 класс Скачать
-
Примеры заданий с ответами Скачать
-
Характеристики заданий и система оценивания (Демонстрационный вариант диагностической работы) Скачать
-
Практикум по решению заданий международных исследований Скачать
-
Примеры тестовых заданий международного исследования PISA Скачать
-
Задания для подготовке к тестированию по математической функциональной грамотности Скачать
Естественнонаучная грамотность
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ. САЙТ ИСРО РАО
-
Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности учащихся основной школы Скачать
-
Характеристики заданий и система оценивания (Демонстрационный вариант диагностической работы для учащихся 5 классов) Скачать
-
Характеристики заданий и система оценивания (Демонстрационный вариант диагностической работы для учащихся 7 классов) Скачать
Читательская грамотность
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ. САЙТ ИСРО РАО
Финансовая грамотность
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ. САЙТ ИСРО РАО